Лиго в советское время
В советское время 23 и 24 июня официально были рабочими днями, выходными они стали только после 1990 года. Однако это не мешало людям отмечать праздник Лиго с большим размахом.
«Советская молодежь», 1954 год: «Трудящиеся Пролетарского района столицы Советской Латвии встречают сегодня праздник труда у живописного озера Югла. Вечером здесь состоится большое народное гулянье. Комсомольцы «Ригас мануфактура», «Ригас аудумс», «Юглас мануфактура» и других предприятий этого промышленного района столицы позаботятся о том, чтобы в праздник Лиго никому не было скучно. Большой концерт художественной самодеятельности, праздничный фейерверк, массовые игры, танцы, аттракционы – вот далеко не полный перечень программы народного гулянья у Юглы. И ходит в народе поверье: в предпраздничную ночь никто не должен спать – заснувшие будут ленивыми работниками в течение всего года»…
Травяные бои
Раньше для латышского народа самым значимым праздником в июне был вовсе не Лиго, а Травяной день, который отмечали 22 июня. В этот день было принято запасаться травами, обладающими особыми лечебными свойствами, и украшать свое жилье венками из дубовых листьев, трав и полевых цветов. А вечером (то есть в ночь перед Лиго) устраивались традиционные народные «Травяные бои». Их участники массово дрались, хлеща друг друга пучками полевых трав и листьями аира. В то время считалось, что таким способом наши предки сражались с ленью.
«Сухое» Лиго
В 1927 году в Даугавпилсе праздник Лиго выдался сравнительно спокойным – без происшествий прошла Янова ночь. Этому «поспособствовала» забастовка производителей спирта. Из-за того, что забастовка производителей спирта закончилась поздно, в Даугавпилс с опозданием пришел груз водки – только во вторник, 21 июня. Все праздники вагон с алкоголем простоял около даугавпилсского склада, запломбированный. Для местных трактирщиков это стало огромной головной болью, но с другой стороны, «яновы дети» остались «сухими»…
Значение слова «Лиго»
В буквальном переводе с латышского языка «лиго» значит «колышется». Так колышутся в эти дни деревья и травы, дубовые листья в венках, которыми по древнему обычаю украшают голову мужчин. А на языке ливов «лиго» значит «да будет!». Да будет солнце, да будет богатый урожай!
Лиго до советской оккупации
1939 год. На площади у шоссе Даугавпилс – Межциемс на высоком валу, откуда открывался вид на место праздничной постановки Лиго, собралось около 10 000 человек.
Защитники и хозяева своей земли собирались в Янов вечер у праздничных костров и вместе пели веселые песни. В этот год в Янов вечер солдаты Даугавпилсского гарнизона Латвийской армии пригласили в гости близких, друзей и знакомых. Среди березок солдаты накрыли столы с народными блюдами, где в достатке были Янов сыр и вкусная настойка. На всей праздничной площадке звучали песни, весело кружились в танце пары и всюду ощущалось очарование прекрасной Яновой ночи.
Лиго и шашлык
Несмотря на то что сейчас праздник Лиго у нас ассоциируется с поеданием шашлыка, в давние времена на Лиго шашлык вовсе не готовили. На первое был клюквенный суп с клёцками. На второе ели сильтю-пудиньш – запеканку из соленой сельди с картофелем. А на десерт подавали буберт из манной каши и взбитых сливок.
«Нет» языческим традициям
После того как в 1959 году первым секретарем ЦК Компартии Латвии стал Арвид Пельше, в латвийской прессе стали всё меньше упоминать празднование Лиго. И в июне 1961 года ни в газетах, ни по радио, где обычно звучал праздничный концерт, не было ни одного упоминания о празднике Лиго.
Также 24 марта 1961 года в газете Cīņa появилась статья: «Лиго, или Янов день, следует признать устаревшей и не отвечающей духу времени традицией. В эпоху, когда советский человек закладывает основы великого строительства коммунизма, было бы неправильно и нецелесообразно отмечать языческие традиции. В воспитании трудящихся следует использовать лишь прогрессивные традиции».
Однако во второй половине 60-х, когда Пельше отбыл на повышение в Москву, закончились все строгости по отношению к этому празднику и всё вернулось на круги своя.
Лиго во время войны
Исторические факты свидетельствуют о том, что праздник, который сегодня называют Яновым днем, на территории Латвии отмечался испокон веков.
«По всей большой земле радостно танцуют, поют и прыгают возле Янова огня», – писал Бальтазар Руссов в своих «Хрониках провинции Ливонии» (1584 год).
«В Янов день весь латышский народ отмечает древний праздник Лиго: ликует, поет и радуется», – так описывал эту традицию Гарлиб Меркель.
Поэтому в период Второй мировой войны праздник Лиго также не обходили стороной – немецкие оккупанты ничего не имели против Лиго и даже разрешали жителям праздновать его всю ночь и свободно перемещаться.