- В семье, где решительно все скрипачи -- родители, сестра, брат, был хоть один шанс выбрать другую профессию?
- В детстве – нет, не особо.
- А никогда не было ощущения, что детство у вас немножко украли?
- Ни в коем случае. Конечно же, любому ребёнку хочется больше времени на улице с друзьями, а не музыкой заниматься. Но если оглянуться назад и подумать – я считаю, что для меня лично все сложилось идеально. У меня есть ремесло, которое несёт радость, счастье и успех. Я обеспечен. Я живу полной жизнью, я занят постоянно, мне не надо задумываться, куда бы себя деть. Мужчине -- настоящему мужчине – это очень важно: чтобы он был востребован и двигался вперед, развивался. Потому что если мужчина становится не нужен в профессиональном плане, он умирает морально.
Иногда, конечно, перегрузка получается. Сейчас вот я из Китая вернулся, три недели там гастролировал, а дома, в Германии, сразу же в работу включился как концертмейстер. Немножко сложно, но жаловаться грех. Я по-другому не могу, я трудоголик. Работа у меня на первом месте. Это моя любовь, это огонь, который греет, это мотор, который запускает все процессы.
- Вы помните, как заработали первые в жизни деньги и на что их потратили?
- Конечно, помню. Это был Международный конкурс имени Августа Домбровского. Я выиграл вторую премию. Как потратил? Ну, мы тогда в Латвии жили. И жили очень бедно. Я эти деньги до копейки отдал родителям. Знаете, они все, что могли, в детей вкладывали. Я хоть так мог их поблагодарить за то, что они старались для нас сделать. Несмотря ни на кризисные ситуации в стране, ни на прочие подобные вещи.
Словом, у меня и в мыслях не был тот гонорар пустить на какие-то обновки или просто растратить направо и налево. Да и желания такого не было. Вот в скрипку я б вложился. Но это уже должна была быть сумма совсем другого порядка. Свою первую по-настоящему хорошую скрипку я купил только в позапрошлом году, когда у меня стабильная работа появилась.
- Вы получаете удовольствие, преодолевая препятствия?
- Абсолютно. Такое чувство возникает, будто я выполнил какую-то миссию. Понимаете, мне многое не очень легко давалось. Но если я заставлял себя прилагать усилия, очень старался, то результат радовал. Например, когда мы в Германию всей семьей перебрались, я десятый класс за 7 месяцев закончил. Приезжий! На чужом языке! А там же физика, химия, математика и, помимо немецкого, английский… который у меня в Латвии не сказать что замечательно шел… Вот честно: мало кто бы смог такое сделать. Но благодаря этому я сумел поступить в высшую школу. А там конкурс был – 200 человек на восемь мест.
Преодоление… Подготовился к турне, выучил трудную программу, прошёл в финал Конкурса Паганини, который считается одним из самых сложнейших и престижнейших конкурсов мира… Или в Австрии лауреатом стал… Тоже такие воспоминания чудесные… Да, понимаешь, что многое преодолено, многое побеждено. Каждая вещь, которую мы делаем, требует энергии, вложений труда, мыслей, забот, волнений… Всё откладывается на наших нервах – это тоже надо осознавать и не выжимать себя до последней капли… Но настрой на преодоление – он прекрасен и очень важен. Моральный настрой. Чтобы то, что ты делаешь, не разбивало тебя вдребезги, а на крыльях поднимало.
- Где вы чувствуете себя увереннее и счастливей -- на сцене или вне сцены? Где раскрываетесь в полной мере?
- На сцене. И вообще, когда я беру в руки скрипку. Я расслабляюсь, я становлюсь более умиротворенным. У меня спокойствие внутри возникает. Мне так это нравится! А нервничать я начинаю, если надо бумажными делами какими-то заниматься, а время поджимает. Но таких стрессовых ситуаций не так много. Я уже в состоянии и с бюрократической стороной своей деятельности справляться. Что на латышском, что на немецком.

- Скажите, вы не испытываете дефицита общения с людьми других профессий? Не творческих?
- Испытываю, конечно. Но времени на общение у меня не слишком много, и тратить его я люблю на тех людей, которые мне реально интересны, у которых я могу почерпнуть какие-то знания, какой-то опыт для себя. Знаете, это не просто слова – «с кем поведешься, от того и наберёшься». Я думаю, что секрет успешных людей отчасти в том и заключается, что они с кем попало в контакт не вступают. А с теми, с кем есть более-менее одинаковые интересы и цели. С теми, кто может чем-то помочь, поддержать, быть взаимно полезен. С единомышленниками, скажем так. У меня такие друзья есть. Их немного, но лучше иметь одного хорошего друга, чем тысячу не пойми каких знакомых.
- Какая из ваших привычек и черт характера вам самому действует на нервы?
- (Хохочет.) Да то, что я планирую слишком много. Больше, чем физически возможно сделать. А когда что-то не получается из того, что запланировано, начинаю нервничать. Я хотел бы научиться не взваливать на себя столько дел, жить более уравновешенно.
- А что вам что вам в себе самому больше всего нравится?
- Я добрый, никогда никому зла не желаю, только всех благ, всего самого наилучшего. Со мной можно всегда договориться – я человек очень флексибельный, гибкий. Конечно, иногда мне приходится настаивать на своем, потому что разные люди встречаются, бывают такие, кому важны исключительно собственные желания и выгоды, с другими они считаться не намерены, чужого мнения они не уважают. Вот с такими я тверд.
- Скажите честно, вы ещё можете покраснеть при знакомстве с девушкой?
- (Смеется.) Ну, наверное, в последние годы краснел я нечасто… Столько времени отдал работе, что… Не знаю. Мне бы очень хотелось создать крепкую, счастливую семью, у меня все для этого есть, меня душа туда зовет. Но для этого же нужна вторая половина. Чтобы мыслила бы в таких же категориях, как я. А такую найти здесь, в западном мире, практически невозможно.
- Какая она, девушка вашей мечты? Вдруг она прочитает, узнает себя в описании и найдётся?
- Самое важное -- чтобы она была человеком хорошим. Целеустремлённым, порядочным. Чтобы не устраивала скандалов -- у меня профессия такая, что нужно очень много информации воспринимать, поэтому дома хочется покоя. Только не поймите неправильно, я готов все вместе по дому делать, во всем помогать. Главное – чтобы было взаимопонимание, чтобы она меня уважала и чтоб я её уважал. Ну и, конечно, чтобы она семью хотела, детей. И чтоб в ней была настоящая доброта. Это ведь действительно самое-самое важное, правда?
