Оказывается, эксперимент по разделению в школах уже устраивали в СССР, однако он не был удачным.
Нравы в мужских школах
С появлением Советского Союза обучение по гендеру было упразднено, поэтому и мальчики, и девочки учились вместе еще много лет. Однако внезапно власти вспомнили систему образования Российской Империи и решили ее вернуть, так как она казалась на тот момент эффективной. Поэтому в 1943 году в Москве, Ленинграде и других крупных городах ввели раздельное обучение. Около 20% школ СССР приняли участие в этом эксперименте.
К сожалению, повторить нравы Института благородных девиц и Гусарского полка не удалось. Иван Каиров, министр просвещения РСФСР, в 1952 году сделал вывод о том, что в школах для мальчиков была плохая дисциплина.
Речь даже не о беготне и драках. Дела обстояли хуже. Мало того, что парни приходили на учебу в нетрезвом виде, так они еще воровали и могли ранить ножом друг друга. Иногда учебные классы использовали вместо туалета. Есть документы, которые подтверждают эти действия. Свидетельства о приведенных примерах можно найти в Государственном Архиве Российской Федерации.
Некоторые учителя успели поработать в классах для мальчиков и девочек. Эти преподаватели были уверены, что отношение к ним изменилось не в лучшую сторону. В «Дневнике учителя блокадной школы» Ксения Ползикова-Рубец вспоминала, что даже перед самыми строгими из них переставали трепетать. Кроме того, она рассказывала историю об ученике, который выкинул 20 чернильниц из окна. Затем этот же мальчик выбросил парту, которой он чуть не убил уборщицу.
Девочкам — хуже всего
Еще одна трудность, которая возникла из-за гендерного разделения, — это взаимоотношения между мальчиками и девочками. Юноши негативно стали относиться к девушкам — об этом рассказывается в книге российского социолога, психолога и антрополога «Мужчина в меняющемся мире: из чего сделаны мальчишки».
Мальчики называли девочек негодными плаксами, а женскую школу — бабской. И такое пренебрежение возникало даже несмотря на то, что мальчики учились с этими девочками раньше, то есть их знали.
Качество образования представительниц прекрасного пола значительно ухудшилось, потому что в мужские школы отправляли квалифицированных учителей. К девочкам же посылали тех преподавателей, которые считались неопытными.
Здоровье и внешний вид учеников тоже отличались. Так, в одной московской школе упитанных девочек было меньше в 1945–1946 годах, случаев малокровия было на 40% больше. Все было связано с финансированием: власти выделили больше средств мужским школам, чем женским.
Конец эксперимента
В 1950 году Виктор Колбановский опубликовал статью в «Литературной газете», в которой утверждал, что следует проанализировать преимущества и недостатки раздельного обучения. В редакцию приходили тысячи писем. Люди разных возрастов писали, что следует вернуть совместное обучение. Мало людей придерживались той мысли, что нужно оставить гендерное разделение в школах.
Эксперимент закончился и он показал: лучше о раздельной системе образования даже и не вспоминать!