Доктор медицинских наук Сергей Костюкевич рассказал «Доктору Питеру», сколько реально способен прожить человек. А еще — как мы стареем и с какого возраста нас можно считать пожилыми.
Прожить до ста лет многие считают не только желаемой, но и вполне себе реальной цифрой. Некоторые ученые обещают увеличить этот возраст до 150. По их мнению, именно такой ресурс заложен в наших организмах. Однако сейчас средняя продолжительность жизни значительно ниже. Возможно ли преодолеть планку в сто лет? И стоит ли? На вопросы «Доктора Питера» ответил доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской биологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова Сергей Костюкевич.
- Сколько на самом деле может прожить человек?
- Если отбросить тех, кто умер от травм или на фоне физического старения от болезней, оставить только скончавшихся на фоне благоприятной наследственности, находившихся в течение жизни в благоприятных социальных и естественных условиях, то, по оценке исследователей, можно дожить в среднем до 85-87 лет. Понятно, что ни в одной стране мира в среднем столько не живут. По данным ВОЗ, в 2019 году на первом месте по ожидаемой продолжительности жизни находится Япония с показателем — 84,5 года, а для России этот показатель составляет всего 73 года. Но зато его «скорость увеличения одна из самых высоких в развитых странах».
- Некоторые ученые озвучивают цифру в 150 лет…
- Единичные индивидуумы, по научным данным, могут дожить до 120-122 лет. Последнее достоверное сообщение о продолжительности жизни мужчины составляет — 120 лет 8 месяцев, столько прожил японец Сигечийо Идзуми, он скончался от воспаления легких 21 февраля 1986 года. Женщины — 122 года и почти 8 месяцев, рекорд установила француженка Жанна Кальман, она жила с 1875 по 1997 годы. Это максимальная продолжительность жизни человека. Люди достигли его в 20 веке. К сожалению, в 21 веке, мы не можем превысить или хотя бы приблизиться к таким показателям, сейчас предел продолжительности жизни у мужчин примерно 114,1 года, у женщин — 115,7 года. Долгожители-рекордсмены умирают к 116-му году.
А в целом «срок службы» нашего организма составляет 85-87 лет. По удачному стечению обстоятельств (прежде всего это удачное сочетание генов), или приложению к этому процессу разумных и адекватных усилий, он может быть 100-110 лет. Но оптимистам эти цифры не очень нравятся, и они витают в облачных цифрах вроде 150 лет, которые к науке не имеют отношения.
- Почему организм стареет? Можно ли каким-то образом замедлить этот процесс?
- Общепринятой гипотезы причины старения, и тем более теории — нет. А вот гипотез, объясняющих механизмы старения, великое множество, их разбор — это тема отдельного большого разговора, из которого, без предвзятой оценки, последует вывод: почему человек стареет, мы не знаем.
Такой сложный процесс, как старение, исследователи рассматривают комплексно, через процессы, которые его сопровождают. Возникает представление, что прогресс в изучении генов, деления клетки, теломер, антимутационных и антиоксидантных механизмов, гормонов и микробиоты, иммунитета и рака, и других вопросах даст ответ, почему человек стареет. Но эти механизмы объясняют не почему, а как происходит старение. Путается причина и следствие. Ответа на вопрос «почему» в них нет, это уже пройденный этап. Успехи в борьбе с хроническими и инфекционными заболеваниями могут увеличить среднюю, но не максимальную продолжительность жизни. Без ответа на базовый вопрос «почему» понять максимальную продолжительность не удастся. Поэтому, мы все умрем…, и умрем до 122 лет, это факт.
- По каким признакам можно пронять, что организм начал стареть, сдавать свои позиции?
- Люди стареют с фиксированной скоростью, это практически доказано. Поэтому, ответить конкретно на вопрос, «с какого возраста начинается старение?» затруднительно. Легче всего сказать — с момента рождения. Потому, что возраст яйцеклетки уже больше календарного возраста женщины, которая ее производит. И молодеть она не будет. Однако развитие тела в начальные годы жизни идет все-таки по восходящей линии.
Первые признаки упадка, пусть и едва заметные, появляются вскоре после 25 лет, то есть в конце периода развития и роста, на пике зрелости человека. Мы начинаем стареть уже тогда, когда считаем себя молодыми, а в возрасте 45—55 лет изменения становятся очевидными, наблюдаются стойкие проявления старения, что создает предпосылки для развития возраст-зависимой патологии.
Можно вспомнить, что атрофия тимуса (вилочковой железы) у человека начинается в возрасте 13-15 лет. Морщины вокруг глаз или, как их называют, «гусиные лапки», могут появиться уже с 25-26 лет, а если повезет, то с 30. Это только первые признаки увядания кожи, которые украсят нас морщинами в старости.
Изменения в мышечной системе отмечаются после 30 лет, поэтому 20-летний футболист ценится дороже. А после 60 лет процесс уменьшения мышечной массы только лишь ускоряется (на 10 процентов каждые десять лет) и становится хорошо заметным. Поэтому пожилым после 65 лет требуется больше белка, чем в среднем возрасте.
Функция яичников угасает в 45-52 года, то есть половая система прекращает свою основную деятельность, а стареть она начала задолго до этого срока. У здоровых мужчин половая система может действовать, хоть и не интенсивно, но чуть ли не до ста лет. А некоторые функции гипофиза сохраняются на высоком уровне и в старческом возрасте. То есть, наступление изменений в разных органах и тканях происходят не одновременно. Поэтому для конкретного органа или системы органов можно поставить конкретные сроки изменений, а для организма в целом это большая натяжка. Это непрерывный процесс.