Ее не заметить невозможно — ни в жизни, ни тем более на сцене. Всегда веселая, заводная и голосистая Юлия Васильева — ведущая солистка Латвийской Национальной оперы.
Хотя… сколько всего за кулисами! Например, в начале февраля она была введена в восстановленную на нашей сцене оперу великого Джузеппе Верди "Макбет", на роль главной шекспировской героини леди Макбет, убийцы и злодейки, боровшейся за трон. Так вот, после второго показа у Юлии, по ее же словам, случилась легкая истерика после эмоционального перегруза. Но она взяла себя в руки и спела и третий спектакль!Сопрано Юлия окончила Латвийскую музыкальную академию имени Язепа Витолса под руководством профессора Аниты Гаранчи (да, уже, увы, ушедшая из жизни мама нашей выдающейся певицы Элины Гаранчи), а затем и магистратуру под руководством профессора Лилии Грейдане. Принимала участие в постановках оперной студии академии "Фигаро". А в главный театр Латвии пришла в 2013 году, когда директором был еще Андрей Жагарс.Среди ее ролей ведущие партии мирового оперного репертуара — Антония в опере "Сказки Гофмана" Оффенбаха, королева Элизабет в "Дон Карлосе" Верди, заглавная партия в "Адриане Лекуврёр" Чилеа, донна Анна в "Дон Жуане" Моцарта, Виолетта в "Травиате" Верди, совершенно атасная Клоринда (злая сводная сестра Золушки) в "Золушке" Россини, Джильда в "Риголетто" Верди, Маргарита в "Фаусте" Шарля Гуно и, наконец, Турандот в одноименной опере Пуччини.Кстати, у нее еще и Ханна Главари, главная роль в оперетте Легара "Веселая вдова" — ее героиня, как и Юлия, весела и легка, хотя в жизни госпожа Васильева в счастливом браке с Константином Семеновым, ведущим мероприятий и организатором концертов. В этом году они вместе уже 15 лет, у них две дочки.
Пошла за компаниюСамое интересное, что поначалу Юлия чуть не стала журналисткой или педагогом литературы!"Надо признаться, что в музыку я пришла случайно, — говорит ныне певица, — потому что закончила не музыкальную, а обычную школу. И поступила в Латвийский университет на филологический факультет. Все дело в том, что у меня бабушка была филологом, вот она и мечтала, что буду продолжать династию. Но у меня была тяга к пению, и я брала такие получастные уроки в консерватории. И в конце концов получилось так, что подружка сказала: "Пойдем на вступительные экзамены в Академию!". Я пошла за компанию и… осталась в музыке!"Как попадают в Оперу? На этот вопрос Юлия отвечает: "12 лет назад директор Андрей Жагарс с педагогом Акселом Эверайтом задумали создать оперную студию, которая функционировала целый год. Я как раз закончила магистратуру в нашей Музыкальной академии. И вот на этой волне и попала!..Был концерт, после которого Жагарс подошел и сказал, не спою ли я Дону Анну в его старой постановке "Дон Жуана" Моцарта. И вот тогда же он мне сказал такое, что у меня до сих пор не выходит из подсознания: "Вы, конечно, не красавица, но… просто над этим надо немного поработать. Впрочем, мне почему–то хочется на вас смотреть!"Потом пела Сюзанну в "Женитьбе Фигаро" Моцарта в постановке Марселло Ломбардеро, Джильду в "Риголетто", но это все в третьих составах. Долгие годы директор как бы не замечал, что я существую".
Вот новый поворотНо потом сменилась администрация театра — в результате скандала. Помните, тогда в ходе учиненной министром культуры Жанеты Яунземе–Гренде интриги Жагарс вынужден был уйти в отставку и, увы, скоро умер.К оперной власти пришел композитор и автор знаменитого хита про муравья ("Надо–надо–надо подумать") Зигмар Лиепиньш, были новые прослушивания. Юлия уже хотела было оставить оперу, тем более что уже задумывалась о карьере педагога по вокалу. Но тут ей предложили штатное место в театре и пошли роли! И Юлия исполнила жемчужину мировой оперной музыки — Виолетту в "Травиате"!_В опере "Адриана Лекуврёр"._Пару лет назад она покорила еще одну вершину — Турандот. А совсем недавно впервые вышла в этой роли китайской принцессы на сцену театра в Teatro Zandonai Rovereto в Трентино (север Италии). Спектакль был посвящен столетию со дня смерти великого композитора Джаккомо Пучинни. Это был долгожданный международный дебют певицы.
"Там совсем по–другому""Тому, чтобы сделать шаг за пределы нашего театра и страны, предшествовала очень большая работа над голосом, артистизмом. Это необходимо в условиях международной конкуренции, я это очень хорошо понимала — не с точки зрения интуиции, а с точки зрения предыдущего опыта. А опыт прежде был — необходимо было ездить на конкурсы, прослушивания…_После успеха в опере "Макбет"._Там совсем по–другому. Надо понимать, что наше латвийское общество, наши вкусы, мнения — это одно, но в оперной Европе и мире происходят совсем другие вещи. В первую очередь — вокально–сценический аспект, во вторую — морально–психологический, потому что конкуренция на самом деле очень большая. И чуть ли не полгода провела в разъездах, меня прослушивали в нескольких театрах Европы. Я вижу новые горизонты", — говорит Юлия.
Уходила в слезахВ этом сезоне у певицы в Латвийской опер достаточно напряженное творческое расписание — будут "Фауст", "Набуко" и та же "Турандот". И вот сейчас она вместе с Янисом Апинисом в роли Макбета спела в обновленной версии оперы "Макбет". Это случилось год назад: к ней подошел Эгил Силиньш, тогда директор Оперы и наш выдающийся певец. И предложил партию в этой великой опере Верди.Юлия испугалась — и объема материала, и главное — образа убийцы! Но вокально все удалось. Хотя после каждой репетиции Юлия, по ее словам, уходила в слезах — от эмоционального напряжения."Второй спектакль у меня так и закончился — истерикой после последней арии, — говорит она. — После всего этого будто могильная плита меня придавила. Затем пришлось даже неделю приходить в себя. Но зато я получила не только с вокальной, но и с жизненной точки зрения невероятный опыт. Моя героиня меня сделала лучше как человека, и теперь, мне кажется, я к людям отношусь несколько по–иному, во мне появилось больше светлых чувств".